Инженерные изыскания для строительства и ремонта дорог

Инженерные изыскания для строительства и ремонта дорог

Инженерные изыскания для строительства и ремонта дорог — это ряд исследований, которые дают понимание о влиянии различных факторов на строительство и эксплуатацию дорожного покрытия. Проведение изысканий является обязательным условием для грамотного проектирования автодорог и железнодорожных путей. Регламентирует работу нормативный документ ГОСТ 32836-2014, который гласит, что инженерные изыскания проводятся на этапе проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и планового ремонта дорог. 

Для чего проводятся инженерные изыскания автомобильных дорог

Роль инженерных изысканий для автомобильных дорог трудно переоценить. Что дает проведение изысканий:

  • обоснование выбора места для дороги;
  • принятие верных технических решений;
  • определение прочности и устойчивости почвы;
  • оценка элементов конструкции;
  • организация мероприятий по защите окружающей среды во время строительства и эксплуатации дорог;
  • спланировать безопасного пространство для участников дорожного движения. 

Эти и не только факторы в целом и в общем обеспечивают безопасность людей: при строительстве автомобильной дороги, при ее эксплуатации и ремонтных работах. Также изыскания выгодны с экономической точки зрения — их проведение сократить убытки на непредвиденные проблемы, переделку на 35%. 

Основные виды изысканий

Видом инженерных изысканий большое количество, однако есть основные 3, которые проводятся постоянно и в обязательном порядке. В совокупности они дают большой объем информации, с помощью которого можно проектировать дороги. 

Основные виды инженерных изысканий:

  • инженерно-геологические;
  • инженерно-гидрометеорологические;
  • инженерно-геодезические. 

Все они позволяют получить необходимые данные о местности, на которой планируется возведение дороги. Изыскания собирают, анализируют и обобщают полученную в ходе полевых работ информацию о состоянии почвы, климата, водоемов и прочее. 

Инженерно-геологические 

Инженерно-геологические изыскания автомобильных дорог имеют большую ценность для строительства и ремонта дорог. Например, они служат для выбора направления дороги. Из-за того, что дороги отличаются большой протяженностью, и инженерно-геологических изысканиях специалисты исследуют геологию местности и направленность трасс с водоемами. 

Что исследуется во время проведения геологии:

  • анализируется почта;
  • анализируются грунтовые воды;
  • оцениваются месторождения строительных материалов. 

В ходе инженерно-геологических изысканий выполняется бурение скважин для забора образцов и анализирования состава грунта/грунтовых вод. Чем сложнее местность, тем больше нужно будет бурить скважин. Длительность проведения этого изыскания зависит от протяженности трассы, общей изученности местности, сложности и стадии проектирования дороги. 

Инженерно-гидрометеорологические

Инженерно-гидрометеорологические изыскания проводятся с целью изучения гидрологического режима водоема и климата местности. Для автомобильных дорог и железнодорожных путей это означает последующую защиту от осадков. Для этого гидрологи и метеорологи тщательно исследуют близлежащие водоёмы и в конце своей работы выдают обширный отчёт.

Инженерно-геодезические

Во время инженерно-геодезических изысканий для строительства или ремонта дорог специалисты делают разбивку по оси и закрепляют трассу на местности. 

Всё это позволяет минимизировать риски и ускорить работы при плотной городской застройке или при других мешающих строительству факторах. В ходе изысканий геодезисты оценивают кюветы, обочины, откосы, проезжих частей — таким образом в будущем вам может гарантироваться безопасность строительство и эксплуатация. 

Часто применяется в ходе инженерно-геодезических изысканий мобильное лазерное сканирование автодорог и аэрогеофизическая технология. Это повышает скорость и качество работ.

Общий состав работ

Инженерные изыскания строительства автомобильных дорог представляют собой исследование топографо-геодезических материалов. Делается это с помощью разных способов, но вы 100% получите в каждом изыскании топографическую съемку и цифровую модель/план местности. 

Во время геологии дорог собирают архивные документы и отчеты прошлых изысканий, проводят исследования и съемку на местности, собирают материал для лаборатории, изучают воды на территории. 

Гидрометеорология проводится для того, чтобы защитить дорогу от влияния водоемов и климата и защитить окружающую среду от влияния эксплуатации дороги. 

Комплекс работ инженерных изысканий автомобильных дорог

Перед тем как начать комплекс работ в ходе инженерных изысканий для дорог, нужно сделать топоплан. Он нужен для начала исследований. 

Топоплан, который включает в себя:

Разбивка по оси

Разбивка по оси осуществляется одновременно с другими процессами инженерных изысканий. Перед тем как приступить к этой работе, нужно убедиться, что у специалистов есть материалы (основа разбивки). 

Закрепление трассы на местности

Эти обязательные пункты для создания топоплана нужны для обеспечения быстрой и качественной работы. Например, местность быть рядом с плотной городской застройкой — а это создает определенные трудности в выполнении изысканий. Чтобы их избежать, нужен топоплан. 

Также нужно проверить и оценить состояние кюветов, обочин, откосов и т.д., то есть всех придорожных элементов, которые влияют на ее эксплуатацию. 

Мобильное лазерное сканирование (МЛС) автодорог

Мобильное лазерное сканирование автодорог — это метод исследования и наблюдения, который проводят с начала проектирования дороги и до её начала эксплуатации. То есть специалисты сканируют дорогу во время планирования, капитального ремонта, реконструкции дороги и т.д. 

Для чего проводится МЛС автодороги:

  • для создания топографического плана;
  • для создания цифровой модели дорожного покрытия;
  • для исследования уклонов;
  • для разработки профилей;
  • для создания паспорта автодороги;
  • для анализа зон видимости;
  • для создания ограждений, баннеров, дорожных знаков и т.д;
  • для мониторинга развязок.

Мобильное лазерное сканирование позволяет грамотно спроектировать дорогу и проанализировать опасные участки, риски деформаций.  

Плюсы МЛС автодорог:

  • скорость анализа: за один рабочий день есть возможность отснять до 300 км;
  • низкая стоимость по сравнению с другими методами;
  • высокая точность и качество исследования;
  • возможность сравнения состояния “до” и “после”. 

Аэрофотосъемка линейных объектов

Аэрофотосъемка линейных объектов — это метод, который ускоряет и улучшает результаты топографической съемки линейного объекта. Аэрогеофизическая технология позволяет как можно скорее перенести исследовательский процесс в камеральные и лабораторные работы. 

Этому методу сопутствуют несколько проблем. Например, нужно создать планово-высотную опорную сеть в виде четких контурных точек. Эта возможность сильно ограничена из-за трудностей с полевыми работами. Для их правильного проведения нужно четко попасть в благоприятные месяцы — а их всего 4. 

Чтобы решить эту проблему специалисты используют двухмаршрутные сети фототриангуляции с использованием координат центра проекций (КЦП) в качестве опорных точек. Этот способ оптимизирует привязку, и уже на его основе можно проводить аэрофотосъемку линейного объекта. 

Инженерные изыскания железных дорог

Инженерные изыскания железных дорог для их проектирования, строительства, ремонта имеют такую же цель, как и изыскания для автомобильных дорог. Однако для железных дорог предъявляются повышенные требования — трассы протяженные, большое влияние оказывает геология. 

Дополнительные трудности в проведении инженерных изысканий железных дорог появляются, есть на местности присутствуют длительная мерзлота, сейсмическая активность, большое количество болот, вероятность оползней и схождения лавин, присутствие склонов.

Геологии при проведении инженерных изыскания рассчитывают длину и размеры рельс, расположение строений возле железнодорожных путей. 

Требования к ТЗ и программе исследований

Из-за особенности проведения инженерных изысканий для автомобильных и железных дорог, появляются особые требования к техническому заданию, исследованиям, отчётам и согласованиям. 

Например, в исследованиях на Крайнем Севере появляется проблема трудно проходимости местности. Это может помешать геологам и другим специалистам в проведении изысканий. 

Для составления программы исследований специалисты должны понимать особенности региона и объекта. Неграмотное планирование может привести к ошибкам, трудностям во время изысканий. В программе исследований нужно учесть обеспечение технической базы, организацию рабочего процесса, расчёт расходников. 

Особенности согласования проекта

Одной из особенностей согласования объекта может быть тот факт, что линейный объект проходит по территории сторонних лицензированных участков. В этом случае специалистам нужно получить разрешение на прохождение местности, где объекты пересекаются. Может быть, что объект располагается на значимой местности для коренных народностей этого региона — с ними тоже нужно согласовать проведение изыскания. 

Документация, которая является результатом геодезических работ

По окончанию инженерных изыскания для строительства и ремонта дорог заказчику выдаётся отчёт. В нем должна находиться следующая информация:

  • характеристика местности;
  • схемы геодезических сетей;
  • результаты топографической съемки;
  • вычисления;
  • координаты и точки;
  • акты сдачи геодезических пунктов;
  • акты полевого контроля;
  • карты знаков и центров;
  • результаты измерений.

Некоторые из вышеперечисленных результатов могут быть взяты из регистрирующих устройств или спутника. 

Как ускорить проведение изысканий?

Чтобы специалисты могли выполнить свою работу быстро и качественно, им следует внимательно изучить техническое задание и грамотно составить программу исследований. По программе нужно организовать рабочий процесс и обеспечить постоянный контроль над промежуточными результатами и работами во время изысканий. Очень важно, чтобы специалисты имели налаженную коммуникацию и поэтапно передавали результаты исследований проектировщикам. 

Где заказать изыскания?

Чтобы инженерные изыскания для строительства и ремонта дорог прошли гладко и дали нужные результаты, нужно выбрать хороших исполнителей.

У профессионально занимающийся изысканиями фирмы должна быть лицензия, высококвалифицированные сотрудники с профильным образованием и большим стажем работы. 

При выборе компании почитайте отзывы: они многое скажут о работе команды на разных объектах. После того как вы уже выбрали исполнителей, расскажите им, что вы ожидаете от их работы и изыскания в целом. Участвуйте в процессе, задавайте вопросы, интересуйтесь промежуточными результатами — будьте в курсе, что происходит с объектом.